Данная статья будет интересна, в первую очередь, пользователям ККТ серий «АМС-100К» и «Касби-02К», а также пользователям программного комплекса «VT:Магазин», но будут затронуты и общие вопросы автоматизации, связанные с внедрением ЕГАИС. Здесь мы постарались обобщить разрозненную информацию о внедрении ЕГАИС и о взаимодействии с данной системой наших программных и аппаратных решений.
В первой части мы рассмотрим общие вопросы внедрения ЕГАИС и что необходимо для выполнения буквы закона. Во второй части - что реализовано в наших решениях для взаимодействия с ЕГАИС.
После 01.01.2016 всё розничное звено участников алкогольного рынка, без исключений, должно быть подключено к ЕГАИС. Со сроками внедрения ЕГАИС можно ознакомиться в информационном сообщении ФСРАР.
С 01.01.2016 все организации и ИП занимающиеся розничной продажей алкогольной продукции (АП) должны подтверждать факт закупки АП у поставщиков через ЕГАИС. Это означает что при закупке АП организация розничной торговли будет получать через ЕГАИС от поставщика товарно-транспортную накладную (ТТН) в электронном виде, которую она должна подтвердить в случае приемки АП.
Что необходимо для подключения к ЕГАИС:
-
ПК, отвечающий рекомендациям ФСРАР
-
Аппаратный крипто-ключ JaCarta PKI/ГОСТ SE с записанным в него сертификатом КЭП (квалифицированной электронной подписи).
-
Установленный на ПК универсальный транспортный модуль (УТМ), который скачивается из личного кабинета на сайте http://egais.ru/. В личном кабинете доступны для скачивания две различные версии УТМ: рабочая и тестовая. Для тестирования взаимодействия с ЕГАИС необходимо скачивать тестовую версию, а также получить тестовый RSA ключ (в разделе «Тестовый транспортный модуль» личного кабинета). Любые данные, отправленные через тестовый УТМ не будут участвовать в реальном документообороте ЕГАИС.
УТМ, установленный на ПК рекомендуемой конфигурации, является единственным решением для обмена информацией с серверами ЕГАИС, которое будет поддерживаться разработчиками УТМ через обращение в службу поддержки в личном кабинете ЕГАИС.
Более подробную информацию о процедуре установки УТМ можно получить на портале Московского филиала ФГУП «ЦентрИнформ».
Но УТМ - это всего лишь транспортный модуль, обеспечивающий обмен данными с серверами ЕГИС. Для отображения получаемых от поставщика ТТН и формирования акта подтверждения приемки АП необходимо дополнительное ПО, которое сможет это сделать.
Мы реализовали данный функционал в «VT:Магазин. АРМ менеджера».
Помимо этого, с 01.01.2016, в соответствии с приказом ФСРАР №164 от 19.06.2015 будет необходимо вести журнал учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. Данным приказом предусматривается 2 способа ведения этого журнала:
-
в электронном виде;
-
на бумажном носителе.
Ведение журнала в электронном виде означает, что при печати на кассе каждого чека, содержащего АП (как маркированную акцизными марками, так и не подлежащую обязательной маркировке, например, пиво) в ЕГАИС должна отправляться информация о содержащейся в чеке АП. Журнал на любую дату, в этом случае, при необходимости, может быт сформирован в личном кабинете ЕГАИС.
Несмотря на то, что закон обязывает передавать чеки с АП в ЕГАИС только с 01.07.2016 (а в ряде сельских поселений - с 01.07.2017), для того, чтобы не вести журнал в бумажном виде, магазин может принять решение о передаче таких чеков и до 01.07.2016.
Рассмотрим немного подробнее что необходимо для ведения журнала в электронном виде.
-
Магазин должен быть подключен к ЕГАИС
-
Кассовое место должно быть оборудовано 2D-сканером для считывания штрихового кода PDF-417, который нанесен на акцизную марку
-
ПО, используемое на кассовом месте должно уметь выделять из пробиваемых чеков алкогольную продукцию и передавать информацию о ней в ЕГАИС через УТМ
По сути, для ведения журнала в электронном виде, необходимо реализовать практически все требования, которые будут предъявляться к розничным магазинам, торгующим АП с 01.07.2016. До наступления июля, исключение может составить разве что необходимость распечатывать слип чека с АП, содержащий QR-код.
Если посмотреть какая информация должна передаваться ЕГАИС в чеках АП, то можно отметить, что для ведения журнала в электронном виде потребуется какая-то автоматизация торговли. Если кто-то раньше использовал автономную ККМ и не работал с базой данных товаров, то ему придется автоматизировать рабочее место кассира. В противном случае журнал придется вести в бумажном варианте, заполняя его вручную.
Немного пояснений. Если для передачи в ЕГАИС информации о продаваемой АП, подлежащей обязательной маркировке, достаточно передать код PDF-417, считанный с акцизной марки, и код EAN13, также считанный с этикетки на бутылке и цену, то для передачи информации о пиве необходимо, помимо цены, количества и EAN13, указывать: код вида АП, наименование АП, крепость и объем потребительской тары. В первом случае вся необходимая информация есть на бутылке и считывается сканером, во втором - необходима какая-то база данных, в которой будет храниться необходимые реквизиты АП.
Поэтому, даже если закон с 01.07.2016 не обязывает передавать, так называемые, «пивные» чеки, а обязывает передавать только чеки с АП, имеющей акцизные марки, следует понимать, что для ведения журнала в электронном виде какая-то минимальная автоматизация торговли все же будет необходима.
Перейдем к ведению журнала на бумажном носителе. Что для этого необходимо? Все зависит от того насколько Вы хотите автоматизировать этот процесс.
Если Вы будете вести журнал вручную, то ничего кроме бумаги и ручки (или ПК с принтером) Вам не нужно. В конце каждой смены (или сразу по факту продажи) просто добавляйте в журнал запись о той АП, которую Вы продали.
Если Вы пока не хотите передавать чеки в ЕГАИС и приобретать для этого 2D-сканер, но хотите как-то автоматизировать ведение журнала в бумажном варианте, то без минимальной автоматизации не обойтись. Необходимо иметь базу данных, содержащую, хотя бы только алкогольную продукцию и организовать продажу АП по ШК (EAN13) или по коду, если у Вас вообще нет сканера. В этом случае в базе данных будут сохраняться чеки со всей, необходимой для автоматического формирования журнала, информацией. А остальные товары можете, как и раньше, продавать просто пробивая нужную сумму на кассе. Помимо прочего, такая минимальная автоматизация может стать первым шагом к организации в магазине полноценного автоматизированного товарного учета.
Рассмотрим какие решения мы предлагаем для организации взаимодействия с ЕГАИС.
На данный момент мы доработали программное обеспечение ККМ «АМС-100К» и ККМ «Касби-02К». Была добавлена возможность печати слипа с QR-кодом, а также внесены изменения, связанные с алгоритмами продажи алкогольной продукции (обязательного считывания PDF-417 и EAN13 для АП с акцизной маркой).
Автоматизацию всех вышеупомянутых процессов может обеспечить наш программный комплекс «VT:Магазин».
На данный момент нами добавлены следующие возможности, связанные с внедрением ЕГАИС:
АРМ кассира
-
Передача «алкогольных» чеков (для пива и акцизного алкоголя) в ЕГАИС. Может быть включена или отключена по желанию пользователя.
-
Реализован алгоритм продажи АП со считыванием кода акцизной марки. Обязательное считывание кода акцизной марки может быть отключено, если планируется вести журнал в бумажном виде.
-
Реализована печать слипа «алкогольного» чека с QR-кодом на любом принтере, установленном в системе. Подготовлены шаблоны для ленты шириной 57мм и 80мм.
- Реализована печать слипа «алкогольного» чека с QR-кодом на ККМ «АМС-100К», ККМ «Касби-02К» и ряде фискальных регистраторов.
АРМ менеджера
-
Добавлены справочники организаций ЕГАИС и номенклатуры ЕГАИС
-
Реализовано заполнение вышеуказанных справочников запросом в ЕГАИС (например, можно запросить перечень производимой продукции по ИНН производителя).
-
Реализовано автоматическое заполнение вышеуказанных справочников на основе информации, полученной из входящих ТТН
-
Реализовано сопоставление внутренней номенклатуры магазина с номенклатурой ЕГАИС из карточки товара. Возможно сопоставление одного товара магазина с несколькими товарами ЕГАИС. Это связано с тем, что одна и та же продукция ЕГАИС может иметь различные коды.
-
Реализован перенос основных реквизитов АП в карточку товара из справочника ЕГАИС при сопоставлении (если они были заполнены неверно).
-
Реализован справочник входящих ТТН от производителя.
-
Реализована отправка акта подтверждения ТТН (отказа от ТТН, акта расхождений).
- Реализовано оформление возврата поставщику АП через ЕГАИС.
Кассовый сервер
Помимо этого планируются следующие доработки:
-
Автоматическое формирование приходной накладной на основании входящей ТТН ЕГАИС
-
Возможность считывания акцизных марок на приходе с последующим контролем при продажах (во избежание продажи бутылок, которые не принимались и защита от повторных продаж АП с одной и той же маркой). Данный функционал может включаться/отключаться по желанию пользователя.
Подводя итоги статьи отметим возможные схемы подключения к ЕГАИС, используя наши решения.
Для подтверждения факта закупки АП у оптового поставщика (обязательность подтверждения наступила с 01.01.2016) может быть использован «VT:Магазин. АРМ менеджера», как отдельно стоящее приложение, либо в составе «VT:Магазин. АРМ кассира» или «VT:Магазин. Кассовый сервер» («VT:Магазин. Кассовый сервер Лайт Алко»). Помимо этого, «АРМ менеджера» может быть использован для автоматического формирования бумажной версии журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, при организации продаж по штриховым кодам в «АРМ кассира» или «Кассовом сервере».
Для передачи чеков в ЕГАИС (обязательность передачи наступает с 01.07.2016) могут быть использованы следующие решения.
-
ККМ (АМС-100К или Касби-02К) + «VT:Магазин. Кассовый сервер Лайт Алко» (из состава комплекта доработки ККМ).
Это самое бюджетное решение. При этом кассиру практически не придется переучиваться, он будет продолжать работать на ККМ, как и раньше, за исключением того, что при продаже АП с акцизной маркой ему будет необходимо, при помощи 2D-сканера, считать с бутылки коды PDF-417 и EAN13. Если планируется вести журнал на бумажном носителе вручную, то базу товаров «Кассового сервера» можно не заполнять. Однако, если заполнить базу товаров реквизитами продаваемой алкогольной продукции (как акцизной, так и пивной), то данное решение позволит автоматизировать ведение журнала как в электронном, так и в бумажном виде. При необходимости реализовать полную автоматизацию продаж, а не только АП, можно перейти на «VT:Магазин. Кассовый сервер» с доплатой разницы в цене программных продуктов.
-
«VT:Магазин. АРМ кассира».
Это решение является наиболее полным, поскольку при ведении собственной базы данных АП, закрывает все вопросы интеграции с ЕГАИС. АРМ кассира может отправлять чеки с АП (в том числе и «пивные») в ЕГАИС, что дает возможность вести журнал как в электронном, так и в бумажном виде. При использовании «АРМ кассира» все продажи будут оформляться на ПК, что может потребовать дополнительного обучения кассира. Однако данное решение, помимо полноценной интеграции с ЕГАИС, может обеспечить и полноценную автоматизацию товарного учета в магазине. Следует отметить, что «АРМ кассира» поддерживает работу с достаточно большим перечнем ККМ, как системных пассивных, так и фискальных регистраторов различных производителей, а также широкого спектра торгового оборудования: весов, принтеров, индикаторов покупателя.
-
«VT:Магазин. Кассовый сервер» + ККМ (АМС-100К или Касби-02К).
Данное решение, в дополнение к «VT:Магазин. Кассовый сервер Лайт Алко», позволяет организовать полноценную автоматизацию торговли в магазине, позволяя вести продажу по коду или штриховому коду любых товаров, а не только алкогольной продукции, информация о которой должна попадать в журнал учета розничных продаж АП. Это решение может быть более привычным для кассира, работавшего раньше только на автономной ККМ, чем «АРМ кассира». Но и дополнительных удобств при организации процесса продаж это решение имеет меньше, чем «АРМ кассира».